Контент для мобильных

Первого августа исполняется ровно месяц, как в Украине должна была появиться услуга смены оператора с сохранением номера (MNP - mobile number portability). Еще в ноябре прошлого года Комиссия, регулирующая сферу связи и информации (НКРСИ), обязала операторов запустить эту услугу.

Спустя месяц после дедлайна можно констатировать: ни Киевстар, ни МТС, ни life:) не предоставляют такую услугу пользователям.

Операторы могут не опасаться санкций со стороны регулятора: формально процесс затормозился по вине государства.

Схему реализации услуги переноса номера при смене оператора должна была разработать компания "Украинский центр имен и адресов", которую выбрала НКРСИ. В конце года она разослала операторам условия внедрения новой услуги.

Ознакомившись с предложенными условиями, крупнейший оператор Киевстар подал судебный иск на НКРСИ за "нереальные" требования. "Наличие большого количества несоответствий в документе стало причиной судебного рассмотрения. Суды обязали разработчиков привести положение в соответствие с требованиями законодательства", - объясняет причину иска директор по регуляторно-правовому обеспечению Киевстар Андрей Осадчук. Одна из основных претензий - операторам не нравилось, что предлагается переносить номер за 24 часа, в то время как операторы просили минимум 7 дней.

Киевстар в суде выиграл. Еще в начале лета Апелляционный суд Киева обязал НКРСИ доработать механизм переноса номеров. Позже Минюст полностью аннулировал документ НКРСИ, регулирующий внедрение MNP в Украине.

Как стало известно ЛІГАБізнесІнформ, новый состав НКРСИ, назначенный президентом Петром Порошенко 28 июля, собирается отказаться от услуг "Украинского центра имен и адресов" и выбрать новую компанию-администратора. "Украинский центр имен и адресов" больше не будет администратором. Думаю, на ближайшем заседании комиссии будет объявлен конкурс для определения замены", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ новый член НКРСИ Виктор Мазур.

Операторы такой шаг поддерживают. В МТС полагают, что услуги нет по вине администратора: "Проект MNP затормозился не по вине операторов, а из-за неготовности администратора централизованной базы данных. Очевидно поэтому и возник вопрос о повторном конкурсе", - говорит начальник отдела по связям с общественностью Виктория Рубан.

Глава "Украинского центра имен и адресов" Юрий Гончарук заявляет, что просто операторам невыгодна данная услуга, поэтому они с помощью суда затягивают ее внедрение: "Монопольным компаниям МТС и Киевстар невыгодно вводить MNP: они боятся оттока абонентов, поэтому всячески тормозят процесс, а НКРСИ находится под влиянием операторов", - объясняет Гончарук. Он уверяет, что его компания выполнила все условия и сейчас действовать должна НКРСИ. "После решения Минюста уже НКРСИ, а не мы, должна разработать новый порядок внедрения", - говорит Гончарук. Он грозится подать в суд на НКРСИ, если его компанию лишат полномочий администратора.

Руководитель экспертной группы Netton.Telecom Роман Химич полагает, что большая часть вины лежит на регуляторе: "MNP задумывался регулятором как коммерческий проект по изъятию ренты. На определенном этапе выяснилось, что на услуге ни НКРСИ, ни администратор ничего не заработают. НКРСИ делегировала все "Центру имен и адресов" и должна была следить за этим органом - не на себя же ей брать ответственность", - рассказывает эксперт.

Когда украинские пользователи получат возможность сменить оператора и при этом не рассылать сотни СМСок, сообщая знакомым о смене номера, никто из участников рынка предположить не берется.

Татьяна Цукрова
Источник